От чего аутизм?

Признаки и симптомы аутизма у детей ранней возрастной группы: как распознать опасность

Слово «аутизм» восходит корнями к греческому термину autos, который в переводе на русский язык означает «я сам». Это состояние, при котором человек удаляется из социума. Другими словами, он выбирает для себя жизненный сценарий по типу «изолированное я». Швейцарский психиатр Эйген Блейлер впервые ввел слово в оборот в 1911 году для обозначения симптомов, связанных с шизофренией. С 1940 года исследователи из США обозначили аутизм у детей как эмоциональные и социальные проблемы развития.

Примерно в то же время немецкий ученый Ганс Аспергер обнаружил аналогичное состояние, которое позже вошло в практику медицины в качестве синдрома Аспергера. С 1960-х годов методы лечение аутизма были сосредоточены на таких средствах, как ЛСД, электрошоковое воздействие и болевые методы изменения поведения (наказания). С 1990-х годов поведенческая и языковая терапии заняли главенствующие положения.

Когда симптомы аутизма у детей становятся очевидными?

Симптомы аутизма у детей могут отличаться, однако во всех случаях это дефекты развития, которые влияют на общение, поведение и взаимодействие с другими людьми. Одни дети начинают демонстрировать отклонения раньше, другие – на несколько месяцев позже. Однако свыше 50 % родителей отмечают у детей с ASD отклонения к тому моменту, когда ребенку исполняется 12 месяцев, а свыше 80-90 % взрослых удостоверяются в диагнозе к двум годам.

Первые годы ребенка – время резкого физического, эмоционального и социального совершенствования.

Важно, чтобы родители отслеживали возможные отклонения. У одного ребенка из 68 развивается аутизм. Нарушения в пять раз чаще диагностируются у мальчиков, чем у девочек. Это расстройства широкого спектра, поэтому симптомы аутизма могут выражаться в разной степени: от легкой до тяжелой формы. Такую информацию приводит Джухи Пандей, доктор философии, педиатрический нейропсихолог и ученый Центра аутизма детской больницы Филадельфии.

Ранние признаки болезни появляются еще до того, как ребенку исполнится три года. Симптомы могут возникнуть в 12 или 18 месяцев, однако у некоторых диагностика болезненного состояния может произойти позже – только во втором или третьем классе. Многие признаки неблагополучия со временем проходят, какие-то становятся менее выраженными.

12 симптомов аутизма, о которых родители должны рассказать педиатру

Не всегда симптомы расстройства аутистического спектра проявляются в кабинете врача, поэтому специалисты могут пропустить аутизм у детей во время немногочисленных приемов. Это объясняет, почему родителям нужно делиться своими наблюдениями, настаивать на дополнительных обследованиях при первых подозрениях Ранняя постановка диагноза улучшит результаты терапии. Перечислим лишь основные 12 симптомов аутизма у маленьких детей:

  1. Плохой зрительный контакт. Малышам свойственно смотреть на лица окружающих людей, они пытаются разглядеть детали, потрогать ручкой выступающие части, сосредоточиться на ярких чертах. Дети с аутизмом уклоняются от контакта глаз. Эти малыши не задерживают взгляд на родителе, смотрят вскользь, мимолетно. Однако отсутствие зрительного контакта не всегда является прямым симптомом аутизма. Возможно, подрастающий ребенок просто стесняется проявлять эмоции и заинтересованность.
  2. Повторяющиеся движения, жесты: хлопанье руками и вращение ими, щелчки пальцами, раскачивания взад-вперед. Зацикленность на одинаковых жестах должна насторожить родителей. Рассказать о ней врачу нужно обязательно.
  3. Скриптовый язык – именно так специалисты называют пристрастие ребенка к повторению одинаковых фраз, жаргонизмов. Иногда эти слова поются, становятся похожими на определенный мотив, который заседает у малыша в голове. Ведущие эксперты клиники Майо говорят, что это серьезный знак, который нельзя оставлять без внимания.
  4. Чрезмерная чувствительность, сенсорное отвращение: у ребенка вызывают негатив определенные вещи, которых он избегает. Это может быть неприятие прикосновений к гладким или мягким поверхностям, избегание объятий с людьми, определенных запахов и звуков (работающий пылесос, смывание воды в туалете). Эти раздражители заставляют ребенка запираться от окружающего мира. Проявляются такие действия в закрывании руками ушей при звучании раздражителей, глаз при виде определенных символов, поворотах головы в сторону.
  5. Осмотр игрушек, а не игра с ними. Большинство малышей производят тщательный осмотр игрушки перед тем, как использовать ее в своих целях. Однако дети с аутизмом зацикливаются на конкретных действиях. Если обычный ребенок будет гонять автомобиль по полу или управлять самолетом в воздухе, аутист начнет без передышки крутить колесо машины, внимательно рассматривать дно вертолета. Интерес таких детей проявляется к детали объекта, а не к нему самому.
  6. Игра в одиночку – не путайте с застенчивостью малыша. Тем не менее игра без стремления привлечь к ней друзей и свидетелей может являться признаком детского аутизма.
  7. Отсутствие интереса к аналоговым (имитационным) играм. Если для обычного ребенка нормально использовать игрушки не по назначению (выступление певца, где вместо микрофона используется банан), то при аутизме такая деятельность не вызывает интереса.
  8. Навязчивый интерес. Дети с симптомами аутизма могут зацикливаться на одной и той же теме: футбол, прогноз погоды по телевизору, рассказы о собаках и многое другое.
  9. Отсутствие реакции на имя. В возрасте 12 месяцев большинство детей будет реагировать на то, как их зовут окружающие люди. Если ребенок этого не делает, это может свидетельствовать об аутизме.
  10. Стереотипное поведение. По словам Юниса Кеннеди Шрайвера, исследователя «Национального института детского здоровья и развития человека» Америки, ребенок-аутист «застревает» на определенных привычках, интересах или актах поведения. Например, он может стремиться всегда держать в руке одну и ту же игрушку или тратить всё свое время на выстраивание определенной фигуры из мозаики, детского конструктора, маленьких машинок. Эти действия важны для ребенка с аутизмом. Совершая их, он чувствует себя спокойным и защищенным от внешнего мира.
  11. Утрата языка и социальных навыков. Аутисты не стремятся разговаривать. Даже ребенок, который привык ранее болтать или шуметь, может прекратить это, когда повзрослеет.
  12. Не реагирует на просьбы родителей показать вещь. Дети обычно начинают давать предметы, которые просят принести родители, с 14 месяцев. Если малыш не показывает на самолеты, собачек, кошек во время обращенных к нему вопросов, это должно насторожить. Обеспокоиться стоит и в тот момент, когда ребенок не смотрит на ту вещь, которую ему показывает взрослый.

Если у малыша наблюдается сразу несколько симптомов, характерных для аутизма, родители обязательно должны говорить о них с врачом. Постановка диагноза и своевременно разработанная терапия способны оказать самое положительное влияние на течение сложной болезни.

Причины возникновения аутизма у детей

Основные причины аутизма остаются неизвестными. Большинство исследователей согласны, что к развитию патологии приводят генетические, метаболические, биохимические и неврологические нарушения. Некоторые ученые винят во всем факторы экологической обстановки.

В 1998 году британские СМИ опубликовали материал о том, что в развитии аутизма виновата вакцина против кори, паротита, краснухи. Несмотря на то, что выборку исследования составили всего 12 детей, оно получило мировую огласку. В дальнейшем было проведено много изысканий по теме, но доказательств утверждение о связи вакцины и аутизма не нашлось.

Опубликовавшие материалы журналы выпустили опровержения в части достоверности результатов эксперимента. К тому же полиция Британии нашла злой умысел в таком изложении. Было выявлено, что адвокат семьи с ребенком-аутистом, который искал «неопровержимые доказательства», заплатил руководителю исследовательской группы 435 000 фунтов стерлингов (более полумиллиона долларов) для того, чтобы сфальсифицировать данные.

Споры о Тимеросале

Через год после шумихи в британских средствах массовой информации периодически стали появляться сведения о связи Тимеросала с аутизмом. Соли ртути использовались для предотвращения роста патогенных грибов и бактерий в детских вакцинах. Несмотря на то, что серьезных доказательств возникновения аутизма из-за Тимеросала не было, соединение было выведено из большинства лекарственных препаратов для детей к 2001 году по настоянию Американской академии педиатрии и Службы общественного здравоохранения США.

Выяснением связи Тимеросала и аутизма ученые занимались на протяжении длительного времени, но ни одно из исследований не показало научно обоснованного факта взаимосвязи.

Количество больных аутизмом детей продолжало стремительно расти, несмотря на то, что опасное соединение было изъято из большинства детских вакцин. В 2004 году Комитет по проверке иммунизации Института медицины Америки опубликовал отчет по этой теме. Группа ученых рассмотрела все исследования вакцин и аутизма, опубликованные и не вышедшие на страницах прессы. Итогом стал 200-страничный отчет, в котором опровергалась связь болезни и лекарств.

Существует ли профилактика аутизма? Что делать, чтобы ребенок был здоров?

К 2018 году не установлены точные причины возникновения аутизма у детей, но большинство исследователей единодушны: гены играют ключевую роль. Бытует мнение, что малыш может родиться с нарушениями развития, если его мать подвергалась во время беременности воздействию определенных химических компонентов. Однако точного метода определения аутизма в утробе матери не существует.

Хотя родители никак не могут предотвратить рождение ребенка с аутистическим расстройством, папа и мама способны снизить риски такого развития событий. Для этого необходимо организовать сбалансированное питание, заниматься посильной физической нагрузкой, проходить скрининги и исследования для исключение известных науке дефектов плода. Следует пить прописанные врачом витамины и добавки. Обязательно согласовывать принимаемые во время беременности лекарства, чтобы исключить риски осложнений. Нужно избегать алкоголя и сигарет.

Методы диагностики аутизма у детей

Ранняя диагностика аутизма может оказать существенное влияние на жизнь ребенка с диагнозом ASD. Однако установить болезнь на начальном этапе не всегда просто. Для этого не существует лабораторных тестов. Врачи полагаются на наблюдения за поведением детей, внимательно относятся к рассказам обеспокоенных родителей.

Аутистические расстройства имеют широкий спектр симптомов. Одни люди, «пребывающие в спектре», имеют серьезные умственные недостатки. Другие очень умны и способны жить самостоятельно.

Первый этап диагностики проходит под контролем педиатра в 18 и 24 месяца. В это время врач осматривает ребенка, следит за реакциями, разговаривает с малышом. Родителям задают вопросы об истории семьи, о поведении ребенка. Ориентируются на следующие признаки:

  • У ребенка должна быть улыбка к шести месяцам.
  • К девяти месяцам он должен уметь имитировать звуки и менять выражение лица.
  • Бормотание и воркование с его стороны должно быть отчетливым к моменту исполнения 12 месяцев.

Проверяются особенности зрительного контакта, признаки взаимодействия с окружающими людьми, реакции на привлечение внимания, чувствительность к свету, звукам. Исследуются качество сна, пищеварения, реакции раздражительности и злости. Серьезные опасения вызывают две основные категории:

  1. Проблемы с коммуникацией и социальным взаимодействием.
  2. Ограниченные и повторяющиеся модели поведения.

Может быть рекомендовано генетическое тестирование, чтобы исключить другие причины возникновения негативных симптомов. К обследованию подключаются иные специалисты: детские неврологи, психологи. Еще одним полезным ресурсом диагностики является опросник (модифицированный тест) M-CHAT для детей раннего возраста. Достаточно пройти его, ответив на ряд вопросов, чтобы узнать, есть ли повод для волнений.

Лечение аутизма

В лечении детей с аутизмом используются программы индивидуального подбора, которые формируются в зависимости от степени тяжести отклонений. Одной из ведущих стратегий является модель раннего старта Денвера или игровая терапия (ESDM). Суть ее – в поощрении положительных откликов, совместных действий с родителями. Благодаря модели обучения происходит:

  • увеличение социального взаимодействия;
  • снижение факторов беспокойства для ребенка с аутизмом;
  • улучшение навыков общения;
  • поощрение самовыражения и соответствующих ситуации реакций.

Востребован прикладной анализ поведения (ABA), поощряющий систему вознаграждений за развитие ситуативного поведения. Также есть много других моделей, которые используют врачи. Все они подбираются персонально и направлены на устранение негативных симптомов аутизма у конкретного ребенка.

Фото: Рexels

Что такое аутизм? Как и когда его можно диагностировать?

Вот такие линеечки выкладывал мой сын в возрасте с 3-х до 4-х.

Аутизм — дефект строения нервной системы, неправильно организованные синаптичекие связи в головном мозге. Если представить нервную систему, как разветвленную железную дорогу с вагонами-сообщениями от органов чувств, то железнодорожные ветки здорового человека будут ровными, оптимальной длинны, пути аутиста — кривыми, нелогичными.

То есть для аутиста вода капает громко, человек говорит — тихо. Удар головой о камень — терпимый дискомфорт, шов на трусах — адская пытка. Естественно на «вокзале», куда прибывают такие «поезда» — всегда хаос и сумбур. Чтобы победить переизбыток нервной и кинетической энергии, человек-аутист прибегает к странным, повторяющимся движениями: перебирает пальцами, машет руками, подпрыгивает, грызет предметы, гудит и мычит и пр.

По необъясненным причинам, аутизм в первую очередь влияет на общение человека с внешним миром. Раньше аутизм воспринимали очень однобоко: аутичный человек не смотрит в глаза, всячески избегает общения.

Однако наши знания об этом синдроме постоянно обновляются. В 1981 году английский врач-психиатр Лорна Уинг ввела понятие «аутический спектр» и триаду симптомов: нарушение социального взаимодействия и коммуникации, скудность и стереотипность поведения (стиминг, ритуалы). Это позволило значительно расширить границы аутического спектра и работать с пациентами, которые раньше не попадали под определение «аутизм».

Обычно аутизм проявляется у детей в возрасте до трех лет. Зарубежные врачи ставят такой диагноз ребенку в 1,5-4 года, российские — в 4-6 лет. Почему так?

Коммуникативную адекватность маленького ребенка по этим трем критериям оценить трудно: родители могут не замечать стиммингов. В редких случаях стимминги отсутствуют, или маскируются под СДВГ. Например, есть аутичные дети, которые просто бегают от стенки к стенке, т.н. «челночный бег». Сосать материнскую грудь в некотором роде тоже стимминг, общий для аутят и нейротипиков, мычать — стимминг.

Т.к. аутисту очень сложно поставить себя на место другого человека, у таких людей есть проблемы с эмпатией и социальной компетентностью. Но почти все маленькие дети социально некомпетентны: они плохо говорят, дерутся там, где можно решить все мирно, пугаются обычных вещей и залипают на каких-то обыденных предметах… Если у вас в семье есть нейротипичные дети, то поведение маленького аутенка может показаться странным. Но родители первенцев обычно пропускают симптомы аутизма. Отличить здорового ребенка от аутичного тяжело еще потому, что аутизм — спектральное заболевание. В нашем мире нет двух одинаковых аутизмов, так что набор особенностей у ребенка, даже если он из пары близнецов — неповторим и уникален.

Расскажу о самых адекватных тестах на аутизм. Самый простой и доступный это опросник M-Chat, разработанный для детей 16-30 месяцев. Чем он хорош? Тем, что на вопросы надо отвечать конкретно: да/нет. Давайте разберем самые важные вопросы.

«Ребенок указывает пальцем, чтобы что-то попросить или получить помощь?» (ПРИМЕР: Ребенок указывает пальцем на лакомство или игрушку, до которой не может дотянуться)

«Если вы показываете на что-то в другом конце комнаты, ваш ребенок на это смотрит?»

У аутистов есть проблемы как с самим указательным жестом, так и с тем, чтобы проследить его направление. Видя необходимый предмет, они либо ревут, либо начинают двигать руку взрослого в нужном направлении.

Также при тестировании можно показать ребенку за спину и картинно удивиться: «Ах, смотри, что там?..» Нейротипичный ребенок, если его не отвлекают другие события, обернется, чтобы посмотреть, что вас заинтересовало.

Ребенок показывает пальцем, чтобы обратить внимание на что-то интересное?
(ПРИМЕР: Ребенок показывает пальцем на самолет в небе или на большой грузовик на дороге)

А вот это уже про «разделенное внимание». Нейротипичный ребенок не только пользуется жестом, но и нуждается в товарище для того, чтобы разделить восторг от увиденного. Нейротипики — «хвастунишки», они принесут вам рисунок, который сами нарисовали, покажут пирамидку, которую построили, красивый камушек, который подобрали. Аутичные дети нуждаются в обучении всему этому.

Ваш ребенок играет в воображаемые и/или сюжетно-ролевые игры?
(ПРИМЕР: Делает вид, что пьет из пустой кружки, говорит по телефону, кормит куклу)

На самом деле, такие простые игры в 1-2 действия называются не ролевыми, а имитативными. Полноценная игровая деятельность развивается в районе 3-х лет. Но и до этого в игровых действиях здорового ребенка может быть начало, конец, присутствовать определенная логика. Маленькие аутисты часто просто перебирают и трогают игрушки, не вкладывая в свои действия смысла. Могут выстраивать разнородные предметы в линеечки или, наоборот, раскидывать игрушки.

Ребенок отзывается на свое имя?
(ПРИМЕР: Ребенок смотрит на вас, говорит или лепечет, прекращает то, что сейчас делает, когда вы зовете его (или ее) по имени)

Если ребенок не отзывается на свое имя, это может быть показателем: глубокой задержки развития, аутизма, глухоты/тугоухости или сенсорной алалии. Здоровые дети начинают реагировать на свое имя в возрасте 7-10 месяцев.

Когда вы улыбаетесь ребенку, он улыбается в ответ?

Осознанная улыбка в ответ на действия матери появляется у ребенка в районе 1 месяца от рождения. Отсутствие этой улыбки и комплекса оживления в присутствии значимого взрослого — тревожный симптом.

Ребенок смотрит вам в глаза, когда вы говорите с ним, играете или одеваете?

Постоянное отсутствие глазного контакта — тревожный симптом аутизма. Также можно забрать у ребенка какой-нибудь нужный ему в игре предмет и зажать его в руке. Вы должны заметить, какие действия предпримет ребенок, чтобы его вернуть. Ребенок должен как минимум посмотреть вам в глаза, если не умеет просить голосом. Впрочем, глазной контакт — ненадежный критерий. У значительной части высокофункциональных аутистов он есть, устойчивый или скользящий.

У теста M-Chat несколько слабых сторон: он ориентирован на узкий возраст, по нему результат «аутизм» может получить ребенок с выраженным ЗПРР, результат «низкая степень риска» может получить ребенок с аутичными чертами или здоровый ребенок. У ребенка, проходящего курс реабилитации, аутичные черты стираются, хотя не исчезают совсем.

Если ваш ребенок получил «Высокую» или «Среднюю» степень риска развития аутизма по этому тесту, лучше обратиться к специалистам.

Если бы мы жили в другой стране, я бы сказала, что к психиатру и неврологу. Но на самом деле, уровень наших специалистов очень… разный. Знания некоторых наших врачей не обновлялись десятилетиями. Так что обращайтесь к ХОРОШЕМУ психиатру и неврологу, а также в центры реабилитации аутизма. Там проводят дополнительную диагностику в основном это тест ADOS — моделирование социальных и игровых ситуаций.

Чем не следует пользоваться для диагностики: тестом АТЕК. Он строится на вашей субъективной оценке того или иного явления. Критичная мама с помощью этого теста получит «тяжелую степень аутизма», а лояльная — «здорового» ребенка с небольшой задержкой развития. Тест разработан для опытных родителей, которые уже знакомы с нормами развития детей. Он предназначен для того, чтобы оценивать динамику развития ребенка с уже выставленным диагнозом.

Что можно еще сказать о ребенке с РАС?

Родители обычно описывают его, как ребенка, капризного и непослушного, которого сложно научить чему-либо новому. Иногда у таких детей нарушено понимание речи, но даже, если пассивная речь в норме, их сложно заставить что-нибудь сделать.

Как правило, аутичный ребенок имеет проблемы:

— с освоением туалета/горшка и любых других бытовых навыком;

— со сном;

— с приемом пищи (предпочитает протертую еду или пищу определенного цвета/структуры, выбор блюд ограничен);

— также часто отстает в развитии речь и моторика.

Слова «папа, мама» психиатры предлагают не считать за слова, т.к. у некоторых аутичных детей они употребляются бессознательно, без звательного оттенка. Т.е. ребенок не зовет маму, а просто произносит это слово.

Отдельно хотелось бы написать о заболеваниях, похожих на аутизм и его спутниках: сенсорной алалии и прагматическом расстройстве речи.

Продолжение темы: Аутизм и подражатели: какие заболевания похожи на РАС или сочетаются с ним

аутизм

В Википедии есть страница «аутизм».

Русский

В Викиданных есть лексема аутизм (L89048).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. аути́зм аути́змы
Р. аути́зма аути́змов
Д. аути́зму аути́змам
В. аути́зм аути́змы
Тв. аути́змом аути́змами
Пр. аути́зме аути́змах

а·у-ти́зм

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -аут-; суффикс: -изм.

Произношение

  • МФА:

Семантические свойства

Значение

  1. погружение в мир личных переживаний с абсолютным отстранением от внешнего мира как состояние психики; эгоцентрическая самоизоляция; встречается, главным образом, при шизофрении ◆ «Два основных симптома шизофрении, ― пишет Кемпинский, — аутизм (уход в свой собственный внутренний мир. ― А. К.) и расщепление сознания… Больной может считать окружающих его людей ангелами либо дьяволами, но одновременно он знает, что это ― врачи, медицинские сестры и т. п. … Больной как бы одной ногой стоит на почве реальной действительности, а другой ― на своей собственной, шизофренической.» Анатолий Кучерена, «Бал беззакония», 2000 г. // «Вагриус» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. общее расстройство развития у детей, характеризующееся нарушением способности устанавливать отношения с людьми с начала жизни, недостаточностью коммуникативного пользования речью и стереотипным, повторяющимся поведением ◆ Аутизм ― тяжёлая аномалия психического развития ребёнка, характеризуется главным образом погружением его в себя и нарушением контакта с окружающими, эмоциональной холодностью, стереотипностью деятельности. «Взрослым о детях», 2009 г. // «Знание — сила» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Частота встречаемости аутизма в популяции примерно 1:1000. Полагают, что этот дефект возникает вследствие нарушений нормального развития мозга. Аутизм имеет существенный наследственный компонент, хотя неясно, какие гены играют роль в его проявлениях. Е. Д. Свердлов, «Гениальность: гены? культура? стохастика?», 2009 г. // «Вестник РАН» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

Синонимы

  1. аутичность

Антонимы

Гиперонимы

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

  • существительные: аутист
  • прилагательные: аутистический, аутичный

Этимология

Происходит от лат. autismus, далее из αὐτός «сам, он» + лат. -isma из др.-греч. -ισμα или -ισμός (субстантивирующие суффиксы); от глагольного суффикса -ιζειν, восходящего к праиндоевропейскому глагольному суффиксу *-idj-. К -ιζειν через лат. -is возводятся современные глагольные суффиксы англ. -ize/-ise и русск. -из. . Термин ввёл швейцарский психиатр Эйген Блейлер в 1911 году при описании симптомов шизофрении.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    общее расстройство развития

    • Азербайджанскийaz: autizm
    • Албанскийsq: autizm
    • Английскийen: autism
    • Арабскийar: توحد
    • Армянскийhy: աուտիզմ ‎(autizm)
    • Африкаансaf: outisme
    • Баскскийeu: autismo
    • Белорусскийbe: аўтызм м.
    • Бенгальскийbn: আত্মসংবৃতি; অটিজম (aṭijama)
    • Болгарскийbg: аутизъм
    • Боснийскийbs: autizam
    • Бретонскийbr: aotism
    • Валлийскийcy: awtistiaeth
    • Валлонскийwa: otisse
    • Варайскийwar: autismo
    • Венгерскийhu: autizmus
    • Вьетнамскийvi: tự kỷ
    • Галисийскийgl: autismo м.
    • Греческийel: αυτισμός м. ‎(aftismós)
    • Грузинскийka: აუტიზმი ‎(auṭizmi)
    • Датскийda: autisme
    • Дивехиdv (мальдивский): އޯޓިޒަމް
    • Ивритhe: אוטיזם м.
    • Идоиio: autismo
    • Интерлингваиia: autismo
    • Ирландскийga: uathachas
    • Исландскийis: einhverfa ж., sjálfhverfa ж.
    • Испанскийes: autismo м.
    • Итальянскийit: autismo м.
    • Казахскийkk: аутизм
    • Каталанскийca: autisme м.
    • Киргизскийky: аутизм
    • Китайский (традиц.): 自閉癥 ‎(zìbìzhèng), 孤獨癥 ‎(gūdúzhèng)
    • Китайский (упрощ.): 自闭症 ‎(zìbìzhèng), 孤独症 ‎(gūdúzhèng)
    • Корейскийko: 자폐증 ‎(japyejeung)
    • Курдскийku: otîzm
    • Латинскийla: autismus м.
    • Латышскийlv: autisms
    • Литовскийlt: autizmas
    • Македонскийmk: аутизам
    • Малайскийms: autisme
    • Малаяламml: ഓട്ടിസം (ōṭṭisaṁ)
    • Маратхиmr: स्वमग्नता
    • Монгольскийmn: аутизм
    • Немецкийde: Autismus м.
    • Нидерландскийnl: autisme
    • Норвежскийno: autisme
    • Окситанскийoc: autisme
    • Орияor: ଅଟିଜିମ୍‌
    • Панджабиpa: ਔਟਿਜ਼ਮ (auṭizama)
    • Персидскийfa: درخودماندگی ‎(darxodmândegi)
    • Польскийpl: autyzm м.
    • Португальскийpt: autismo м.
    • Румынскийro: autism
    • Сардинскийsc: autìsmu
    • Сербскийsr (кир.): аутизам
    • Сербскийsr (лат.): autizam
    • Словацкийsk: autizmus м.
    • Словенскийsl: avtizem
    • Сомалийскийso: otismo
    • Тагальскийtl: autismo
    • Таджикскийtg: дархудмондагӣ, аутизм
    • Тайскийth: โรคออทิซึม
    • Тамильскийta: மதியிறுக்கம் (matiyiṟukkam)
    • Турецкийtr: otizm, iç yöneliklik
    • Туркменскийtk: autizm
    • Узбекскийuz: autizm
    • Украинскийuk: аутизм
    • Фарерскийfo: autisma
    • Финскийfi: autismi
    • Французскийfr: autisme м.
    • Фризскийfy: autisme
    • Хиндиhi: स्वलीनता (svaleenata)
    • Хорватскийhr: autizam
    • Чешскийcs: autismus м.
    • Эсперантоиeo: aŭtismo
    • Эстонскийet: autism
    • Яванскийjv: autisme
    • Японскийja: 自閉症 ‎(jiheishō)

    Анаграммы

    • азимут, Таумиз

    Библиография

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

      Казахский

      аутизм

      Существительное.

      Корень: —.

  1. аутизм ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Ближайшее родство

От ??

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить описание морфемного состава с помощью {{морфо}}
      • Добавить транскрипцию в секцию «Произношение» с помощью {{transcriptions}}
      • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
      • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»

      Исследование. «Невербальный аутизм»: забытая часть спектра

      24.09.19

      До 30% людей в спектре аутизма остаются невербальными, однако до сих пор очень мало известно о причинах этого, а способности и потребности таких людей очень часто понимаются неверно

      Марина Саррис / Marina Sarris

      Джоан Дребинг ждала, когда ее маленькие близнецы скажут свои первые слова. Если младенцы обладают врожденным стремлением к обучению речи, то родители, похоже, запрограммированы на восторг от звука их голоса. Но когда ее дочь начала говорить, ее сын Райан как будто застрял на слове «мама». Только когда ему исполнилось три года, семья узнала причину – у него расстройство аутистического спектра (РАС).

      Несмотря на занятия с логопедом и другую помощь, речь Райана так и не сровнялась с его сестрой. Сейчас в возрасте 8 лет у него очень мало функциональной речи. То же самое можно сказать и о 25-30% людях с аутизмом. «Мы знаем, как звучит его голос, но не как звучит его разговор», – говорит с сожалением его мама.

      Несмотря на то, что в последние годы наблюдается стремительный рост научного и общественного интереса к аутизму, мы все еще не знаем, почему у некоторых людей с аутизмом так и не развивается функциональная речь. «Об этой группе известно очень мало, и они редко оказываются в центре внимания исследований», – говорится в статье ведущих американских экспертов по аутизму от 2013 года (1).

      В результате, все еще существует очень много ложных заблуждений о не говорящих детях и взрослых с аутизмом – о том, в какой степени они понимают язык, как они учатся, и как лучше всего помочь им общаться с окружающими.

      «Если кто-то невербальный, – говорит Дребинг, – то люди думают, что у них меньше навыков, чем на самом деле. Нам нужно больше данных о настоящем интеллектуальном уровне невербальных людей».

      Два эксперта в области аутизма с этим согласны. В статье 2013 года, они отмечают, что «мы практически ничего не знаем о минимально вербальных детях более старшего возраста». Они призывают своих коллег-исследователей начать изучать особенности тех, «кто принадлежит к той части спектра, которой слишком долго пренебрегали» (2).

      Спектр речи при аутизме

      Несколько десятилетий назад многие, если не большинство людей, у которых диагностировали аутизм, не говорили совсем или говорили очень мало слов. В самом начале 21-го века эксперты отмечали, что половина детей и взрослых с РАС «не используют речь функциональным образом» (3). Однако с тех пор доля вербальных людей с аутизмом постоянно росла.

      Такой рост произошел по двум причинам. Во-первых, получили распространение ранняя диагностика и ранняя помощь при аутизме – и эта помощь была эффективна. Во-вторых, диагностические границы аутизма начали расширяться и включать людей с менее выраженными симптомами, в том числе тех, у кого не было задержки речи.

      На сегодняшний день аутизм представляет собой крайне широкий спектр от взрослых людей с хорошо развитой речью, которые могут выступать с лекциями и участвовать в дискуссиях на конференциях, до тех, кто не может говорить совсем. Людей, которые не могут говорить или говорят мало слов называют минимально вербальными или невербальными, или же превербальными, если речь идет о маленьких детях.

      Некоторые исследователи и клинические специалисты обеспокоены тем, что эти термины не имеют точных определений и могут вводить семьи в заблуждение (2). Например, не существует консенсуса о том, сколько слов должен говорить человек, чтобы считаться вербальным. Однако эксперты согласны с тем, что «вербальные люди» – это люди, которые используют комбинации слов, причем, делают это «спонтанно», «регулярно» и с целью коммуникации с другими людьми (3).

      С точки зрения логопедии, в целом, не так уж важно, сколько слов может произнести ребенок, важно, как именно он эти слова использует, объясняет Кэйт Смидл, логопед Нейро-поведенческого отдела и амбулаторной логопедической клиники при Институте Кеннеди Кригера, США. Может ли ребенок с помощью речи попросить то, что он хочет, задать вопрос или прокомментировать ситуацию? (Также смотрите: «Как учить ребенка обращаться с просьбами», «Как учить ребенка задавать вопросы», «Как учить ребенка спонтанным комментариям»).

      «Мы обращаем внимание на то, в какой степени речь ребенка является функциональной», – говорит она. Ребенок, который повторяет фразы из фильма вне контекста (это явление называется эхолалия), может при этом обладать низкой функциональной речью. Это же относится и к ребенку, который не может выговорить ни одного слова.

      Никто не знает почему, несмотря на логопедическую и другую помощь, некоторые дети так и не начинают бегло говорить. Хелен Тэйгер-Флашберг, эксперт в этой области, была одной из тех экспертов, которые призывали к дополнительным исследованиям этого вопроса. В недавнем интервью она сказала, что существующие на данный момент исследования указывают на несколько возможных объяснений.

      У некоторых детей могут присутствовать проблемы с обработкой слуховой информации. То есть, у них есть трудности с тем, как их мозг воспринимает чужие слова. У других невербальных детей есть «орально-двигательные нарушения», например, детская апраксия речи. Апраксия означает, что у ребенка нарушена способность планировать и выполнять последовательность движений ртом и языком для речи. (Также смотрите: «Что такое апраксия речи у детей»).

      «У таких детей существуют отличия в анатомии мозга, особенно в нейронных связях сети, ответственной за воспроизводство речи. Тем не менее, мы все еще очень многого не знаем, так как исследований было очень мало», – говорит доктор Тэйгер-Флашберг, профессор психологии и исследований мозга в Бостонском университете.

      Доктор Тэйгер-Флашберг и Конни Казари (2) в своей статье отмечают, что часто считается «очевидным», что у всех не говорящих детей интеллект ниже, чем у говорящих детей. Тем не менее, это не является универсальным правилом. Например, некоторые невербальные дети получают очень высокие баллы в тестах на невербальный интеллект (4) и могут понимать много устной речи (5, 6).

      Например, Райан может показать, что он понимает те слова, которые он не может сказать. Когда его мама спрашивает, хочет ли он погулять с их собакой, он откладывает свой планшет, и начинает обуваться, чтобы пойти на улицу. Его действия показывают, что он понимает вопрос. Фактически, он говорит «да», даже если не произносит ни слова.

      «Если что-то хочешь, дай мне знать»

      «Лиза» положила голову на парту в своем классе в Программе LEAP при Институте Кеннеди Криегера. В переводе с английского полное название программы расшифровывается как «Жизненные навыки и образование для учеников с аутизмом и первазивными поведенческими нарушениями». Многие школы в американском штате Мэриленд направляют детей в эту программу, если у них нет ресурсов для услуг коррекционного образования для этих детей.

      Слякотным утром понедельника Лиза (не настоящее имя) явно клюет носом. Стефани Карберри, логопед, сидит рядом с сонной девочкой-подростком и держит два электронных планшета. На одном из них установлена программа TouchChat – приложение для людей с проблемами речи, на другом планшете включена видеоигра с пузырьками.

      «Хорошо, мы будем лопать пузыри», – весело говорит Карберри. Лиза поднимает голову и рассеянно нажимает на экран планшета. Слышатся звуки, напоминающие хлопки.

      «Во что ты сейчас играла?» – спрашивает Карберри.

      Лиза снова приподнимает голову и тянется к планшету с TouchChat. Она пролистывает экраны с множеством маленьких прямоугольников с картинками и словами. Она нажимает последовательность прямоугольников и формирует простое предложение. «Я играла в пузырьки», – говорит компьютерный голос.

      Такое приложение – это одна из форм вспомогательной и альтернативной коммуникации. В данном случае с помощью технологии люди могут самостоятельно общаться, прикасаясь к изображениям, словам или буквам. (Также смотрите: «Альтернативная и вспомогательная коммуникация при аутизме»).

      Лиза снова опускает голову на доску. Карберри говорит: «Если ты что-то хочешь, дай мне знать. В противном случае, мы продолжаем работать».

      Это подсказка Лизе, и она на нее реагирует. Она поднимает голову и одним пальцем снова начинает пролистывать страницы с картинками в приложении и выбирает слова, которые произносит программа: «Я хочу сидеть за столом». За это Лиза получает несколько минут на отдых.

      Карберри впоследствии объясняет, что сотрудники LEAP работают с детьми старшего возраста, и они готовят их к работе, центрам дневного пребывания или посещению государственных школ. В первую очередь важно, чтобы такие люди как Лиза получили возможность сообщать, что им нужно, например, попросить перерыв.

      Связь между коммуникацией и поведением

      Коммуникация может быть ключом к профилактике проблемного поведения, которое особенно часто встречается у подростков и молодых людей с аутизмом. Существует «распространенное предположение» (7) о том, что если люди не могут рассказать, что их беспокоит, то они могут прибегать к опасным формам поведения – драться, причинять себе вред, убегать и так далее. Исследование по психиатрическим госпитализациям среди людей с аутизмом показало, что в неотложные психиатрические отделения чаще всего госпитализируют невербальных или минимально вербальных пациентов с аутизмом (8).

      Интересно, что это исследование позволило точнее определить роль коммуникации в развитии некоторых форм проблемного поведения. Исследователи выяснили, что навыки управления стрессом были важнее, чем речевые навыки, если речь шла об агрессии или вспышках злости (7). Однако это не значит, что коммуникация не имеет значения. Ученые считают, что поведение может улучшиться при развитии коммуникации, потому что она помогает эффективнее реагировать на повседневный стресс (7).

      Коммуникация как базовая человеческая потребность

      Эксперты единодушны в том, что каждому человеку нужен способ коммуникации – будь это устные слова или вспомогательная или альтернативная коммуникация. К такой коммуникации относится жестовый язык, жестикуляции, изображения, письменная речь и устройства подобные тому, которое использует Лиза. По определению Американской ассоциации речи, языка и слуха, которая объединяет логопедов и аудиологов, каждый человек имеет право «на доступную и достижимую эффективную коммуникацию» (9).

      Как правило, первый опыт альтернативной коммуникации для маленького ребенка с аутизмом – это маленький заламинированный квадрат бумаги с простым рисунком и словом. «Маленькие дети обычно начинают свой путь вспомогательной и альтернативной коммуникации с низкотехнологичных методов, например, с указания на картинку на доске коммуникации, – объясняет Смидл. – Дети начинают с обучения тому, что картинки отображают их личные вещи, игрушки или еду, и они могут использовать их, чтобы что-то попросить, например, печенье. Ребенок учится указывать на картинку с печеньем или отдавать картинку с печеньем взрослому и получать настоящее печенье. Таким образом, ребенок учится понимать причинно-следственные связи в коммуникации».

      Одна из самых распространенных систем на основе изображений для детей с аутизмом – это коммуникационная система обмена изображениями или PECS, которая основана на принципах прикладного анализа поведения. Национальный центр аутизма, который занимается анализом научных доказательств эффективности методов при аутизме, заявил, что PECS – это подход, который нуждается в дополнительных исследованиях, однако согласно другим обзорам, PECS скорее относится к эффективным методикам (10, 11). (Также смотрите: «Причины использовать PECS при аутизме»).

      В прошлом некоторые люди беспокоились, что если использовать изображения или другие формы альтернативной коммуникации, то это может помешать развитию устной речи у ребенка. Однако это совершенно не так, говорит Смидл. Несколько исследований показали, что вспомогательная и альтернативная коммуникация не «препятствует развитию речи» (12). Еще несколько исследований показали, что наоборот, альтернативная коммуникация способствует развитию навыков устной речи как сама по себе, так и в рамках более обширного вмешательства (13,14).

      Другие варианты для коммуникации являются более высокотехнологичными. Дети и взрослые могут использовать устройства для генерации речи, например, устройства марки GoTalk, или же приложения для мобильных телефонов и планшетов. Однако в каждом отдельном случае выбор программы или устройства должен проводиться специалистом индивидуально, и человека необходимо целенаправленно обучать им пользоваться.

      Доступность альтернативной коммуникации также требует решений на государственном уровне и в рамках системы коррекционного образования. Например, в США согласно закону об образовании людей с инвалидностью, государственные школы обязаны предоставлять оборудование и услуги по «вспомогательным технологиям», в том числе для альтернативной коммуникации, в соответствии с индивидуальным образовательным планом (15).

      Проблемы минимально вербальных людей

      Когда вы живете в мире, который вращается вокруг языка, почти полное отсутствие речи приводит к трудностям буквально во всем, включая то, что о вас знают исследователи. Многие исследования аутизма исключают детей с ограниченной речью или значительной задержкой развития, потому что тесты в рамках исследования, как правило, требуют понимания языка (2). Для того, чтобы найти решение этой проблемы, четверо исследователей составили рейтинг стандартизированных инструментов, которые используются в исследованиях аутизма. Из них 18 определили как «хорошо подходящие для минимально вербальных детей», 25 как «можно использовать с определенной осторожностью» и 6 как «вряд приведут к значимым результатам» в этой группе (1).

      Иногда проведение стандартизированного теста само по себе представляет проблему, и это не связано с языком. Тесты требуют от ребенка следовать инструкциям, терпеть новую обстановку или новых людей, сосредоточить внимание – все это потенциально проблемные задачи при аутизме. В результате, ученые начали поиск высокотехнологичных решений проблемы оценки языковых способностей и интеллекта у минимально вербальных людей, хотя данная область все еще находится на ранних стадиях развития.

      Возможно, что измерения мозговых волн или движений глаз могут предоставить больше информации о минимально вербальных людях. Например, системы отслеживания взгляда могут определить, как долго ребенок смотрит на определенную картинку на экране компьютера, что указывает на то, какие слова он понимает, а какие нет. Другое возможное решение – измерения электрической активности мозга ребенка с помощью электродов, которые крепятся к голове, после чего он смотрит на компьютерный экран и слушает слова (2).

      Доктор Казари и доктор Тэйгер-Флашберг в своей статье призывают проводить исследования того, почему аутизм, который в первую очередь влияет на социальные навыки, больше влияет на способность к речи, чем интеллектуальные нарушения без аутизма.

      «При любом уровне интеллектуальной инвалидности ребенок с РАС с большей вероятностью останется невербальным», – отмечают они. Они также считают, что необходимо больше исследований по методам развития речевых и языковых навыков у невербальных детей старшего возраста: «На настоящий момент есть очень мало доказательств эффективности вмешательств для развития речи среди таких детей».

      В электронном письме доктор Тэйгер-Флашберг отметила, что ответы на вопрос о том, почему некоторые люди с аутизмом не говорят, будут получены из различных научных областей: «Ответы (а это, скорее всего, множество различных факторов) придут из различных научных дисциплин, так что очень важно, чтобы в эту область исследований пришли эксперты из этих областей, включая психолингвистику, аудиологию, неврологию и генетику».

      Развитие речи во взрослом возрасте

      Тина Харшман перепробовала многое ради возможности общаться со своей взрослой дочерью, которая считается минимально вербальной. Вирджинии поставили диагноз в 1990 году – «в эпоху динозавров от аутизма», говорит ее мама. В то время аутизм все еще считался крайне редким, школы были меньше готовы к обучению таких детей по сравнению с современностью. В младших классах учителя Вирджинии начали использовать с ней PECS. Однако ее мама говорит, что дочери не нравились нереалистичные рисунки с человечками. Когда Вирджиния подросла, ее семья начала использовать фотографии реальных предметов, а также упрощенный жестовый язык, чтобы общаться с ней. Кроме того, Вирджинию интересовал компьютер, и она научилась печатать на нем несколько слов.

      Ее учителя не верили, что она станет вербальной, но ее семья действовала исходя из надежды, что это произойдет. Ее мама показывала ей фотографию предмета, сам предмет и спрашивала ее, что это такое. Затем она «подчеркнуто» говорила слово Вирджинии.

      За последние несколько лет Вирджиния начала говорить больше слов с целью коммуникации. На данный момент ее функциональный словарь превысил 50 слов. Например, если ей нужно в туалет, то она скажет «туалет». Она также говорит «Мама, я хочу», когда ей нужно привлечь внимание матери к тому, что ей нужно. На данный момент Вирджинии 30 лет, и она начала использовать функциональные слова только, когда ей было больше 20 лет – намного позже того возраста, который большинство экспертов считают возможным для продолжения развития речи.

      «Мне кажется, самое грустное – это то, что школа так легко махнула рукой на ее речь, – считает ее мама. – Они были уверены, что если ребенок не заговорил до 7 лет, то он останется невербальным».

      Однако семья Харшман, как и многие другие, поняли, что развитие речи – это постоянный процесс. «Я не думаю, что обучение должно прекращаться в какой-то определенный момент, например, в 22 года. Я не прекращу попытки научить ее большему количеству слов».

      Ссылки:

      Smith T, Iadarola S. Evidence base update for autism spectrum disorder. J Clin Child Adolesc Psychol. 2015;44(6):897-922.

      Аутизм у детей: симптомы, признаки и лечение

      Аутизм — заболевание, связанное с нарушением социальной адаптации человека, речевой функции, психического развития. При ранней диагностике аутизма у детей лечение может иметь заметные результаты, и главная направленность терапии — обучение и социализация ребенка. С распознанием и лечением аутизма в России ситуация не простая, своевременное диагностирование и коррекция аутизма становится в первую очередь задачей родителей.

      Еще в середине прошлого века аутизм был довольно редким недугом. Но со временем выявляется все больше детей, страдающих им. Показательна статистика, приводимая в США, где этой болезнью занимаются вплотную. В 1970-х было соотношение один аутист на 10 тысяч детей, 15 лет назад — один на 250 детей, сейчас — один на 88 детей или один аутист на 52 мальчика и 250 девочек.

      В России официальных данных по количеству детей-аутистов нет: такой подсчет не ведется. По приблизительным меркам, «детей дождя» в нашей стране десятки тысяч и от Америки мы отличаемся мало.

      Рост случаев аутизма у детей вызывает серьезные опасения, но до сих пор никак не мотивирован. Ученые сходятся лишь на том, что аутизм провоцируется комплексом факторов, а не одной единственной причиной.

      Среди возможных стимулов для возникновения аутизма называют следующие:

      • генные модификации;
      • органические поражения ЦНС (энцефалит, аномальное развитие отделов мозга);
      • гормональные сбои, нарушение обмена веществ;
      • воздействие вирусных и бактериальных инфекций;
      • ртутное отравление (в том числе при вакцинации ребенка);
      • чрезмерное употребление антибиотиков;
      • химическое воздействие на организм матери в период беременности.

      Действительно ли перечисленные факторы могут быть причиной аутизма у детей, до конца не выявлено. Но ясно, что при наследственной предрасположенности к данному заболеванию любое серьезное воздействие на ребенка может привести к аутизму, в том числе сильный испуг или перенесенная инфекция.

      Признаки и симптомы аутизма у детей

      Чтобы вовремя распознать аутизм у ребенка, нужно внимательно наблюдать за его поведением, фиксировать нетипичные для детей того же возраста проявления. Конечно, эта задача стоит прежде всего перед родителями.

      В широком смысле аутизм — это группа заболеваний, имеющих некоторые общие симптомы (расстройства аутистического спектра). Особенно явно они обнаруживаются, когда ребенок достигает возраста полутора-двух лет. Вот они:

      • Нарушение речи. Часть детей-аутистов не разговаривает вовсе, другие сильно отстают от своих сверстников в речевом развитии. Дети в возрасте до 12 месяцев не гулят, могут издавать одни и те же звуки, в 2 года у них крайне бедный словарный запас (порядка 15 слов), к 3 годам они почти не способны комбинировать слова. Зато дети-аутисты могут повторять услышанные где-то слова и фразы подобно эху, придумывать собственные слова (неологизмы), при этом многие не пользуются речью для общения. Аутисты говорят о себе в третьем лице, не используют обращений и личных местоимений.
      • Отсутствие эмоционального контакта с людьми, в первую очередь — с родителями. Малыши, страдающие аутизмом, не смотрят людям в глаза, не тянутся к родителям на руки, не улыбаются. Аутисты часто сопротивляются попыткам родителей взять их на руки, приласкать. По поведению такие дети похожи на глухих или слепых: они не отличают родителей от других людей, не замечают, что к ним кто-то обращается.
      • Проблемы в социализации. Находясь среди других, ребенок с аутизмом испытывает сильный дискомфорт, с годами — тревогу. «Дети дождя» могут убежать и спрятаться, если кто-то активно обратился к ним. Они не умеют играть со сверстниками, не могут построить дружеские отношения, так как не понимают эмоций других людей, правила игр. Аутисты предпочитают уединение, которое ограждает их от сильных переживаний по поводу неумения общаться.
      • Приступы агрессии. Любое расстройство, неудача может вызвать у ребенка вспышку гнева, спровоцировать истерику, физическую атаку. Агрессия у детей-аутистов может быть направлена на других и на самих себя, последнее зафиксировано у 30% больных.
      • Слабый интерес к игрушкам. Ребенок с аутизмом не знает, как нужно играть разными предметами, машинами, куклами. Такие дети обычно не способны на символические действия, то есть не могут изобразить одни предметы с помощью других из-за слабо развитого абстрактного мышления. Например, если мама попросит сделать ей чай в игрушечной посуде, ребенок не станет мешать ложкой в пустой чашке или не сможет заменить ложку палочкой, он может лишь повторять чьи-то действия, увиденное и услышанное. Проявление аутизма у детей — это еще и нестандартное использование игрушек: например, ребенок не катает машинку, а часами крутит ее колесо. Другой вариант — приверженность только к одной игрушке или ее части, к одним и тем же мелким предметам.
      • Стереотипность поведения, боязнь перемен. Дети-аутисты склонны совершать одни и те же действия на протяжении долгого времени: повторять одно и то же слово, бегать по кругу, раскачиваться из стороны в сторону, смотреть на вращающиеся объекты, вертеть что-то и т.д. Для них характерно компульсивное поведение, то есть приверженность к определенным правилам, распорядку. Если этот распорядок нарушается, они сильно переживают, сопротивляются, впадают в агрессию. Такая реакция может быть как при переезде в другую квартиру, так и если кто-то переставит игрушки на полке.

      Каждый случай заболевания индивидуален: детский аутизм может иметь все перечисленные симптомы, а может проявляться лишь некоторыми особенностями поведения и речи. Есть более легкие формы заболевания, при которых аутист оканчивает школу, работает, создает семью. Такие случаи распространены в США и на Западе, где аутизм своевременно распознается докторами.

      Существуют не только поведенческие, но и физические и физиологические признаки аутизма у детей. Нельзя сказать, что все они встречаются у каждого больного аутизма, но есть некоторая тенденция к данным особенностям организма.

      • Слишком острое или, наоборот, притупленное сенсорное восприятие.
      • Судороги.
      • Ослабленный иммунитет.
      • Синдром раздраженного кишечника.
      • Рост бактерий и дрожжей в ЖКТ.
      • Нарушение функций поджелудочной железы.

      Диагностика аутизма у детей

      Для того чтобы заподозрить расстройство аутистического спектра, необходимо одновременное наличие у ребенка трех симптомов:

      • трудности в социальном взаимодействии;
      • коммуникативные нарушения;
      • повторяющееся, стереотипное поведение.

      Важно обратить внимание, что при детском аутизме (классическом) все эти признаки проявляются в первые три года жизни ребенка.

      Для более точной диагностики специалист по данным видам заболеваний или нейропсихолог проводит исследование по критериям двух международных классификаций психических расстройств и заболеваний: МКБ-10 (Международная классификация болезней, разработана ВОЗ в 1992 г.) и DSM-5 (Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders, или Справочник по диагностике и статистике психических расстройств, обновленный Американской психологической ассоциацией в 2013 г.) Для медицинской диагностики требуется наличие у ребенка как минимум шести симптомов из указанных классификаций.

      Решение принимается путем наблюдений за ребенком в привычной для него среде, интервьюирования родителей. Для этих целей тоже применяются стандартизированные документы. Вопросы родителям задают из Опросника для диагностики аутизма (ADI-R, Autism Diagnostic Interview Revised), данные анамнеза собирают по Шкале наблюдения для диагностики аутизма (ADOS), которая предписывает и определенные действия со стороны родителей. В условиях госпитализации используется Оценочная шкала детского аутизма (CARS). Это лишь базовые способы постановки диагноза, но применяются они главным образом в США и Европе.

      В России же диагностика детского аутизма затруднена из-за отсутствия стандартов и соответствующего обучения медицинских кадров. Педиатр обычно не в состоянии заподозрить аутизм за нетипичным поведением ребенка, а родители нечасто сообщают о таких фактах. В норме при подозрении на детский аутизм необходимо прохождение медицинской комиссии, где кроме лечащего врача должны быть невролог, психиатр, психолог, желательно присутствие узкого специалиста по болезням аутистического спектра, а также родителей, воспитателей (если ребенок посещает детский сад).

      При диагностике аутизма очень сложно бывает дифференцировать его из заболеваний со схожими симптомами, особенно для раннего детского возраста. Путаница в диагнозах — еще одна из проблем российской медицины. Проблема серьезная, потому что аутизм у детей лечится совсем не так, как умственная отсталость или шизофрения, и неправильное лечение навсегда лишает аутиста надежды на нормальную жизнь.

      Дифференциальная диагностика аутизма с другими заболеваниями

      Детский аутизм (или синдром Каннера) отличается от других разновидностей расстройств аутистического спектра (РАС), прежде всего — от синдрома Аспергера. Это более легкая форма заболевания, при которой интеллектуальное и речевое развитие ребенка не отстают от возрастной нормы, но трудности общения и понимания других людей он все же испытывает. Еще одна форма РАС — высокофункциональный аутизм, отличающийся от классического аутизма нормальным уровнем IQ у больных.

      Детское дезинтегративное расстройство, или регрессивная форма аутизма у детей. Это наиболее опасный вид аутизма, но именно по данной форме РАС наблюдается наибольший рост заболеваемости. Дезинтегративное расстройство обнаруживается после 4 лет. До этого в развитии ребенка не наблюдается серьезных отклонений, а затем резко появляются симптомы аутизма с последующим регрессом развития. При усиленной терапии можно помочь ребенку и в этом случае.

      Нарушение слуха и зрения. Если малыш не смотрит людям в глаза, ведет себя отстраненно, не отвечает на вопросы, следует прежде всего проверить, все ли в порядке с органами чувств, тем более если отсутствует ритуальное поведение.

      Умственная отсталость. В этом случае дети легче взаимодействуют с миром, идут на эмоциональный контакт, играют с игрушками, в раннем детском возрасте часто не отличаются склонностью к однообразным движениям, не имеют специфических для аутизма речевых расстройств.

      Шизофрения. Довольно сложно дифференцируется с аутизмом, так как их симптомы очень схожи. И все же детская шизофрения — заболевание гораздо более редкое, возникающее после достижения трехлетнего возраста. При шизофрении дети испытывают галлюцинации, бредовые состояния, интеллект и речь при этом страдают в меньшей степени, нежели при аутизме.

      Госпитализм (депривационный синдром). При госпитализме психическая и физическая отсталость — следствие изолированности ребенка от матери, возникающая у детей, с рождения попавших в детские дома или страдающих от равнодушия и холодности родителей.

      Чем раньше будет выявлен аутизм у ребенка, тем больший эффект даст терапия заболевания, позволив человеку стать частью социума.

      Лечение и коррекция аутизма у детей

      Есть множество профессиональных методик и программ реабилитации, описывающих, как лечить аутизм у детей. В числе наиболее популярных — разработанные в США «Прикладной анализ поведения», «Игровое время» (Floor Time), ТЕАССН и другие. И во всех случаях терапия основана на обучении детей определенным сценариям поведения, активном общении с ними. В этом контексте то, насколько удастся снизить проявления аутизма у ребенка, напрямую зависит от старания его родителей.

      Специалистов, которые вплотную занимались бы с аутистами по существующим поведенческим методикам, в нашей стране пока немного. И все же найти знающего психиатра необходимо. В коррекционных учебно-воспитательных учреждениях таким детям не уделяется достаточного внимания, но работа с аутистами должна вестись комплексно: и в кабинете психиатра, и в школах, и в детских садах. И в любом случае индивидуальная терапия — забота в первую очередь родителей, в какой бы стране они ни жили.

      Есть ряд основных рекомендаций для родителей по коррекции аутизма у детей:

      • Прививание ребенку необходимых жизненных навыков должно быть основано на очень частом повторении одних и тех же действий. Даже если ребенок, к примеру, научился чистить зубы, позже нужно снова и снова «проходить» с ним этот урок.
      • У аутиста должен быть строгий распорядок дня, который родители не должны нарушать.
      • Запрещена резкая смена обстановки и привычек ребенка.
      • Нужно как можно чаще общаться с ребенком, проводить с ним много времени.
      • Устанавливать контакт с ребенком можно научиться теми же упорными повторениями, частым обращением к нему, но нельзя повышать голос, ругать и наказывать ребенка.
      • При раннем детском аутизме помогут частые эмоциональные контакты с малышом: брать на руки, ласкать, качать, играть с ним, говорить ласковые слова.
      • Возможно общение с помощью обмена карточками, картинками в тех случаях, когда речевое взаимодействие затруднено.
      • Нельзя позволять ребенку переутомляться, нужно устраивать перерывы между занятиями, играми, позволяя ему побыть в уединении.
      • Регулярно делать с ребенком физические упражнения, это поможет снять стресс, укрепит его физическое развитие.
      • Не подавлять инициативу ребенка и не торопить его в выполнении действий.

      Родители должны проявлять недюжинное терпение и последовательность в обучении и воспитании аутиста, создавая для него дома максимально спокойную обстановку. Для этого следует заботиться и о своем психическом благосостоянии, делая перерывы на отдых, посещая психолога для консультаций по воспитанию ребенка. Помощь родителей требуется в адаптации аутиста не только дома, но и на улице, в детском саду, в школе. Упорно, но мягко преодолевая его сопротивление, нежелание общаться, родители в конечном итоге дают понять ребенку, что для него возможно общение словами, игры со сверстниками и так далее.

      Медикаментозное лечение аутизма

      Лекарственной терапии такого заболевания, как аутизм, не существует. К медикаментозному лечению прибегают в случае необходимости, для устранения отдельных симптомов.

      Лекарственные средства прописывают главным образом для устранения неадекватных поведенческих реакций: аутоагрессии и агрессии, направленной на других людей, депрессий, обсцессивно-компульсивных расстройств (непреодолимых желаний), повышенной двигательной активности. В подобных случаях назначаются нейролептики и психостимуляторы.

      Но перебарщивать с применением психотропных препаратов при аутизме нельзя. Подавляя признаки аутизма у детей, делая внешне более безопасной их жизнь, такое лечение приводит к дальнейшей регрессии интеллектуальных и речевых способностей.

      Дисбактериоз, возникающий от неправильной работы кишечника у детей-аутистов, предполагает лечение пробиотиками, создающими в кишечнике полезную микрофлору.

      Недостаток витаминов, минералов и некоторых аминокислот, выявляемый путем анализов, восполняется употреблением лекарственных комплексов, содержащих витамины: C, E, B6, B12; минералы: цинк, кальций, магний, селен, молибден, хром, марганец; кислоты: фолиевую и липоевую.

      Терапия полинасыщенными жирными кислотами омега-3, содержащимися в льняном семени, рыбьем жире, снижает раздражение в кишечнике, действует успокаивающе на психику.

      Введение гормона секретина, недостаточно выделяемого поджелудочной железой больного, может улучшить его общее состояние, концентрацию внимания.

      Пищеварительные ферменты позволяют нормализовать стул, лучше усваивать пищу.

      Обилие дрожжевых грибков и патогенных бактерий, малая сопротивляемость организма и дисбактериоз делают необходимым лечение антикандидозными, антибактериальными и противопаразитарными средствами.

      Иммуностимулирующая терапия будет нелишней почти в каждом случае аутизма. Детям, страдающим аутоиммунными заболеваниями, требуется особое лечение с введением стероидов, иммуноглобулина.

      При повышенном содержании тяжелых металлов в организме иногда применяется хелирование, то есть выведение этих металлов из организма при помощи специальных препаратов (например, димеркаптосукциновой кислоты, или DMSA).

      Проявления аутизма может облегчить особый режим питания. Для этого нужно:

      • отказаться от пищи с содержанием казеина (молоко) и глютена (пшеница, рожь, овес, ячмень),
      • не употреблять продукты с содержанием консервантов и красителей,
      • придерживаться бездрожжевой диеты,
      • снизить употребление сахара,
      • есть больше пищи, содержащей клетчатку,
      • пить много воды,
      • отдать приоритет белковой пище перед углеводной.

      Независимо от диеты, у детей с аутизмом может быть выявлен серьезный дисбаланс содержания многих веществ:

      • Дефицит витаминов A, E, C, B6, B12, B3, фолиевой кислоты, магния, таурина, микроэлементов: цинка, селена, марганца, молибдена, хрома, ванадия.
      • Отклонения в уровне адреналина, норадреналина, дофамина, повышенная концентрация опиатоподобных гормонов (эндорфинов).
      • Повышенное содержание в организме ртути, олова, алюминия, мышьяка, сурьмы.

      Терапия детского аутизма, как поведенческая, так и лекарственная, — во всех случаях очень индивидуальна. Прежде чем употреблять какие-то лекарства, нужно провести тесты на определение сопутствующих аутизму проблем. Как лечить аутизм, может профессионально решить только врач; при диетах и медикаментозной терапии нужно отслеживать их эффективность — такие средства помогают далеко не всем детям.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *